• USD/KZT
    0.0
  • EUR/KZT
    0.0
  • RUB/KZT
    0.0
  • CNY/KZT
    0.0

Эксперт: Китайцы могут создать в Казахстане бензиновый голод

Алматы. 24 мая. Центр информации. Цены на бензин не растут только благодаря доброй воле предприятий с китайским участием, пишет Nur.kz.

Экономический обозреватель Денис Кривошеев считает, что сегодня казахстанский рынок нефтепродуктов зависит только от доброй воли совместных предприятий с китайским участием.

«Исходя из имеющихся сведений и вопреки заключенных договоров о недропользовании, в которых компании обязуется продавать на внутренний рынок не более четверти добытой нефти, сегодня львиная доля уходит на внутренний, казахстанский рынок», - считает эксперт.

По его данным, в 2015 году более четырех миллионов тонн нефти или 90% всего объема переработки ушло на ТОО «Петро Казахстан Ойл Продактс», известный как Шымкентский НПЗ, где акционерами также является китайская компания - «Китайская Национальная Нефтяная Корпорация».

«Павлодарский НПЗ получил в прошлом году 4,2 миллиона тонн, что составило 87% от всего объема. Даже Атырауский завод, загружается частично за счет совместных казахстанско-китайских компаний. Более 700 тысяч тон было отправлено на переработку, что составило более 15% от общей загруженности предприятия. В целом, объем поставки нефти на внутренний рынок этими компаниям составил в 2015 году 56% от всего уровня добычи. В апреле 2016 года, в связи с высокой потребностью, компании оставляли уже 73%, в мае планируется примерно столько же, - отмечает Денис Кривошеев.

Поставка сырья другими компаниями существенно ниже, около трети. Суммарно, в 2015 году в общем объеме переработки нефти на 3-х НПЗ РК доля нефти, поставляемая казахстанско-китайскими компаниями, составила 63%. Остальные добывающие предприятия, работающие на территории Казахстана, не принимают существенного участия в заполнении внутреннего рынка. В частности, Tengizchevroil и Karachaganak Petroleum Operating, отправляют нефть по контрактам только за рубеж. Считается, что существующая цена на топливо не конкурентоспособна и смысла работать с казахстанскими НПЗ нет.

Таким образом, получается, что, если совместные казахстанско-китайские компании будут следовать норме заключенных контрактов и сократят объемы поставки на казахстанские заводы хотя бы до уровня 2015 года, то стране может грозить бензиновый голод. Казахстан и так потребляет топлива на треть больше, чем может произвести. Отечественные НПЗ на полной мощности производят чуть больше двухсот тысяч тонн АИ-92 в месяц, потребителю нужно около трехсот тысяч тонн. Треть объема покрывается за счет России, но и тут нас могут ждать проблемы, заводы, что традиционно поставляют бензин в Казахстан, готовятся встать плановый ремонт. Орский и Башкирский заводы уже стоят. Сызрань, Самара, Омск остановиться в конце мая начале июне», - поясняет он.

В связи с этим, по мнению эксперта, остается только уповать на приверженность китайских партнеров социальной ответственности. Ждать этого от других игроков рынка не приходится. КМГ, в случае отказа поставлять на внутренний рынок нефть казахстанско-китайскими СП, заместить их объемы будет не в состоянии.

«В конечном итоге, работать в убыток себе заставить никого нельзя. Государство стоит перед выбором, идти вслед за Россией и повышать цены до сложившегося рыночного уровня в 50 центов за литр, что бы Tengizchevroil и Karachaganak Petroleum Operating увидели хоть какую-то рентабельность и перенаправили объемы на внутренний рынок, поднять цену до 135-140, локализовав убытки и поддержать «китайское терпение». Есть еще один вариант, продолжать стоять на своем, вопреки здравому смыслу. Однажды мы уже видели последствия подобного уровня упрямства. Обошлось это в сорок миллиардов долларов за два года и потерянной промышленностью», - заключает Денис Кривошеев.

Повышение цен на ГСМ на внутреннем рынке является неминуемым

Нефтегазовый аналитик Олжас Байдильдинов также уверен, что цены на ГСМ должны быть выше.

«В ноябре прошлого года я сделал прогноз и детальные расчеты, что справедливая цена Аи-92 в РК должна составлять около 180-200 тенге за литр. Во-первых, в конце года были повышены тарифы на переработку нефти на казахстанских НПЗ. Это повышение не сказалось на ценах, потому что может носить отложенный характер. В теории это должно было привести к росту цен на 4-7 тенге за литр. Однако, модернизация наших НПЗ все же отразится на ценах - через несколько лет, поскольку заводам придётся погашать привлечённые займы с процентами (причём в валюте). Вторым фактором является конечно произошедшее событие на финансовом рынке, которое явилось последствием снижения цен на нефть. Эти оба события вкупе влияют и на топливный рынок Казахстана. Поясню: когда были высокие цены на нефть они позволяли казахстанским недропользователям поддерживать внутренний рынок достаточно низкими ценами

А он (наш «рынок») всегда был в некотором смысле дотационным и регулируемым государством в лице различных уполномоченных государственных органов. Но сейчас оба события - снижение цен на нефть и падение тенге - вызывают необходимость повышения цен на ГСМ. Собственно говоря, сейчас ничего не мешает поставщикам, трейдерам и сетям АЗС повысить цены для конечных потребителей - ведь цены на внутреннем рынке для ряда нефтепродуктов уже отпустили в «свободное плавание», то есть преданного государственного регулирования предельных розничных цен уже нет», - отмечает эксперт.

Аналитик напоминает, что если вспомнить, то глава Минэнерго при объявлении этого решения говорил о возможной цене в 145-150 тенге за литр.

«То есть на тот момент эта цена обеспечила бы некоторый баланс интересов государства, участников рынка и потребителей. При расчете цены в долларовом эквиваленте - наша цена составляет около 36 центов, что является низкой цене в мировом масштабе. Даже при обращении к нашим любимым нефтедобывающим странам Персидского залива - там тоже сократили субсидии внутренних цен, а они во всех нефтедобывающих странах, включая и Казахстан, являются дотационными. Повторюсь: высокие цены на нефть помогали поддерживать эти субсидии - при снижении мировых цен и снижении добычи нефти в Казахстане повышение цен на ГСМ на внутреннем рынке является неминуемым. Это лишь вопрос времени и «глубины». В целом, на мой взгляд, нужно усилить информационную работу, чтобы объяснить гражданам - статус нефтедобывающей страны и цены на ГСМ - это разные экономические категории. Мы должны бережно относиться к нашим ресурсам, поэтому, возможно, рост цен заставит нас задуматься о переходе на более экологические и экономичные авто. Как раз поддержка этого сектора сейчас и происходит (льготное кредитование)», - в заключение отмечает аналитик.

фото: kapital.kz

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарии.

ru Мужчина умер в полицейской машине в Жезказгане

ru Более 90 преступлений раскрыто четвероногими полицейскими Алматинской области

ru Казахстан и Китай договорились об оказании взаимной правовой помощи

ru Нурлан Ногаев освобожден от должности акима

ru Незаконно построенный магазин сносят в Алматы

ru НПП «Атамекен» и АФМ достигли соглашения о мерах по защите

ru АО «КазТрансГаз Аймак» провел ребрендинг и стал «QAZAQGAZ AIMAQ»

ru Вор, орудовавший в мечетях, задержан в Алматы

ru Ребенок погиб под колесами микроавтобуса в Алматинской области

ru В Алматы ожидаются проливные дожди

ru Имена Толоконникова, Померанцева, Хасангалиева и Серкебаева дадут улицам в Алматы

ru Правила рекламы БАДов, диетического питания и косметики разработали в Казахстане

ru Вдоль автодороги Караганда-Темиртау высадили 1000 деревьев

ru Запущен новый образовательный сервис «Bilim» в мобильном приложении eGovMobile

ru Сколько составила средняя зарплата в Казахстане

ru Конкурс карикатур прошел в колонии ЗКО

ru Президент принял министра внутренних дел Ержана Саденова

ru Госаудит выявил нарушения почти на 26 млн тенге в одной

ru 365 фактов фиктивной вакцинации выявили прокуроры в ВКО

ru Токаев принял министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности

ru Водителям мопедов дадут полгода, чтобы зарегистрировать их и получить права

ru Бишимбаев приговорен к 24 годам заключения

ru Поджигатель машины задержан полицией Алматы

ru 12 тыс. км дорог планируется отремонтировать в 2024 году

ru Токаев принял министра культуры и информации Аиду Балаеву

ru 100% учебников оцифрованы в Казахстане

ru В Алматы за месяц высадили 30 тысяч деревьев

ru В СКО начато строительство 200 домов для пострадавших от паводков

ru Первый казахстанско-африканский фильм выходит в казахстанский прокат

ru 10 тонн мусора вывезено с берегов Капшагайского водохранилища